И снова про ЛУТ

Инструменты, приспособления, материалы, "ноу-хау"
Правила форума
Предлагаем в этом разделе делиться своими интересными находками и технологиями, задавать вопросы по проблемам выполнения тех или иных работ.
Приветствуем описания самодельного оборудования или доработок промышленного "под себя".

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение ssu-05 » 12 янв 2011, 09:04

а вот люди фольгу используют для лута, надо попробовать!
http://datagor.ru/practice/diy-tech/644 ... -dlja.html
Аватара пользователя
ssu-05
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 25 ноя 2009, 21:12
Откуда: Свердловская область
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.

Сообщение slav0n » 12 янв 2011, 11:14

ssu-05 писал(а):а вот люди фольгу используют для лута
Ну и в чем же её преимущество? Возможно люди опасаются, что тонер смоется вместе с бумагой вот и начинают мудрить с химическими способами смывания. Заблуждаются...
В статье есть еще одно заблуждение:
У меня получилось не так всё гладко — заготовку я перегрел и некоторые дорожки «поплыли».
1227890142_20-10000.jpg

На самом деле дорожки поплыли не от перегрева, а от "передава". Нажал утюгом сильнее чем надо - и размазал дорожку по плате. А если использовать валик, мы не только устанавливаем правильный температурный режим процесса (горячая плата - холодный трафарет, а не наоборот), а ещё и легко контролируем прижим бумаги во время прокатки. Кроме того, небольшой размер валика позволяет успешно переводить рисунок на неровные, и даже очень неровные поверхности, в отличие от глажки сверху утюгом, когда из-за плоской поверхности его подошвы даже небольшая неровность платы очень сильно влияет на результат.
while(1||!1);
slav0n
Site Admin
 
Сообщения: 4317
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:43
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 383 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение ssu-05 » 12 янв 2011, 16:38

неспорю! но попробовать наверно стоит, можно попытатся скомбинировать этот способ с роликом, вдруг получится неплохо, надо экспериментировать, вот с роликом я уже три платы сделал и особых чудес неувидел получается так же как и с одним утюгом!
у нас на предприятии используются голландские инженерки ОСЕ у них при отличном качестве печати очень низкоплавкий тонер, чертежи запекаются бесконтактным способом, т.е. нет в печи ни одного вала!!! вот бы на них попробовать плату напечатать и перевести, у них только формат до А0.
http://www.oce.ru/catalog/complex_17978.html
Аватара пользователя
ssu-05
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 25 ноя 2009, 21:12
Откуда: Свердловская область
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.

Сообщение Медведь » 12 янв 2011, 19:20

Использую вот такую бумагу:
1.jpg

Прошёл год как я купил предидущую пачку
Удобно - маленький размер, большое количество, невысокая цена (145 рублей, приблизительно 36 гривен - за 100 листов) - хороший выхлоп (отлично получаются тонкие дорожки) при правильно подобранной температуре
Закончилась - решил попробовать на глянцевом журнале - попробовал и поехал за новой пачкой - эта бумага понравилась больше
СОВА! Открывай! Медведь пришёл... Изображение
Аватара пользователя
Медведь
супермодератор
 
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 16:48
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 81 раз.

Сообщение mserg » 12 янв 2011, 21:00

Медведь писал(а):Использую вот такую бумагу:
1.jpg

Прошёл год как я купил предидущую пачку
Удобно - маленький размер, большое количество, невысокая цена (145 рублей, приблизительно 36 гривен - за 100 листов) - хороший выхлоп (отлично получаются тонкие дорожки) при правильно подобранной температуре
Закончилась - решил попробовать на глянцевом журнале - попробовал и поехал за новой пачкой - эта бумага понравилась больше


тоже пользуюсь такой, уже пару лет, и доволен
пробовал матовую, но глянцевая понравилась больше
Аватара пользователя
mserg
 
Сообщения: 70
Зарегистрирован: 06 дек 2009, 22:26
Откуда: Свердловская область
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 1 раз.

Сообщение slav0n » 12 янв 2011, 21:49

По всей видимости у глянцевой фотобумаги сам фотослой плотно прилипает к плате и не дает расползаться тонеру. По-этому для неё и надо тщательно подбирать температуру, чтобы фотослой успел приклеиться к фольге до расплавления тонера. ИМХО.
while(1||!1);
slav0n
Site Admin
 
Сообщения: 4317
Зарегистрирован: 15 ноя 2009, 18:43
Благодарил (а): 23 раз.
Поблагодарили: 383 раз.

Сообщение Медведь » 12 янв 2011, 22:30

Немного не так...
Бумага для струйного принтера верхний слой - сделан так чтоб краска быстро впитывалась
Кстати, пробовал гладить просто бумагу - без порошка - не прилипает...
Приколу ради вот сейчас - нагрел - подержал, прогладил - ни какого прилипания!
До этого эта бумага была пропущена через принтер - т.е. на пловине была напечатана плата - где нет порошка - ни какого прилипания
В эту бумагу просто сам порошок как-бы впитывается немного слой порошка в бумаге - больше (толще), но она не даёт ему расползаться в стороны - как бы удерживает
Я пробовал более тонкую - хуже
И на глянце журнала - слой тонковат получается, а на этой добротный - только смывать приходится дольше

Матовая бумага - она при налипании на медь - рыхлая и при травлении как-бы пропускакет раствор - хорошо видно на полигонах метализации - он как ржавчиной изъеден - плохо лудится

По поводу температуры - если правильно подобрать - всё равно как давить - хоть трактором ездь - не расплывается - скорее пластмассовую ручку утюга сломаешь и по времени - всё равно сколько греть
Это один раз - найти правильное положение регулятора и дорожки будут всегда точно получатся
А вот если поставить на максимум - тут конечно и сила нажима и время - роль играет
Опять-же - это уже моё ИМХО
А там кто как приспособился....
СОВА! Открывай! Медведь пришёл... Изображение
Аватара пользователя
Медведь
супермодератор
 
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 16:48
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 81 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение Медведь » 12 янв 2011, 23:00

Кстати последнее время практикую снятие бумаги "внагляк"
Если её не замачивать и иметь хороший запас по краям (чтоб было можно подцепить), то сразу после проглаживания можно оторвать (отслоить) её от платы (дав немного остынуть)
Снимается как защитная плёнка с наклейки
И не приходится бороться с разрушением перемычем между дорожками - бумага полностью снимается - оставляя на плате только рисунок
СОВА! Открывай! Медведь пришёл... Изображение
Аватара пользователя
Медведь
супермодератор
 
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 16:48
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 81 раз.

Сообщение zenit » 14 янв 2011, 04:25

slav0n писал(а):zenit, давай колись ньюансами.
А может ну его этот ЛУТ? Перейдем на фоторезист?
Цена вопроса? Доставаемость? Удобство?
Сорри что редко заглядываю на форум :-(
Использую фоторезист в жидком виде. Нужно на предварительно зачищенную заготовку нанести тонким равномерным слоем фоторезист. Делаю это очень просто методом центрифуги. Фиксирую кусок текстолита в простом приспособлении которое фиксирует плату за торцы. Потом обычная электродрель и старая кастрюля. Капнул на заготовку фоторезист и чтоб вокруг всё не изгадить раскручиваю в кастрюле ;;-))) Пять секунд и готово. Сушу в подвале на трубах отопления. Обычными ножницами по металлу отрезаю нужный кусок для будущей платы. Шаблоны печатаю на кальке и лазерном принтере или плёнке, но на струйнике. На плёнке делаю если нужны дорожки 0,2мм и менее. Для засветки использую лампу со старого програматора ПЗУх. Этой лампой их стирали. Были такие микрухи с окошком :-): Дальше после засветки протравка засвеченных участков и обычное хлорное железо. Все линии получаются ровными, не плывут и на больших участках фольги нет протравов. На вид как заводские получаются. :-):
zenit
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 24 дек 2010, 16:23
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение ssu-05 » 14 янв 2011, 06:33

центрифуга - это круто, но есть же спрэи?
Аватара пользователя
ssu-05
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 25 ноя 2009, 21:12
Откуда: Свердловская область
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.

Сообщение zenit » 14 янв 2011, 22:17

Спрэи есть, но они стоят денег, причём достаточно прилично. :du_ma_et: Потом надо к ним приловчится чтоб равномерно наносить на фольгу. А жидкий фоторезист был честно обменян на шоколадку на заводе. Кстати на фабриках методом центрифуги в основном и наносят фоторезист. Тут я ничего не придумал. Просто адаптировал сам процесс под домашние условия. :nez-nayu:
zenit
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 24 дек 2010, 16:23
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение dansat » 16 янв 2011, 20:53

Фоторезист эт классно, но для него нужна предварительная подготовка, придется затариваться для фотоспособа, а эт. дополнительные начальные расходы. :-( Лампа нужна УФ, принтер лучше струйный, так как лазерник хуже или к нему нужен спрей увеличивающий плотность, проявитель (хоть КРОТ купить не проблема). Наловчиться еще, а то ж фоторезист разного качества попадается, время экспозиции подбирать.. На всем новом шишки набьются пока, до получения хорошего качества.
Так с бухты барахты пререходить от ЛУТа с чего? Кто гладил -продолжаем, а кто фоторезист уже освоил тот радуется дальше. :-):

За это сообщение автора dansat поблагодарил:
Медведь(16 янв 2011, 21:05)
Аватара пользователя
dansat
супермодератор
 
Сообщения: 1043
Зарегистрирован: 02 янв 2010, 23:09
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 52 раз.

Сообщение Медведь » 16 янв 2011, 22:33

Поменял порошок в катридже - результат не очень вроде
Но посмотрим...
Тем не мение - отслоение "внагляк":
1.jpg

С небольшими дефектами, но мелкие дорожки - все получились чётко
Снялся только глянец с порошком - остальное - осталось на фотобумаге
Прикольно - раз, и снялось :-)

Но всё-же использовал последние технологии, поставил утюг на плату с бумагой как обычно, после этого включел в розетку, разогрел всё это плавно до "правильной температуры", а потом снял утюг и прокатал валиком (как скалкой) от принтера, дал остынуть
После этого поцепив за край бумагу - сам удивился на сколько легко она полностью отслоилась :-)
СОВА! Открывай! Медведь пришёл... Изображение
Аватара пользователя
Медведь
супермодератор
 
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 16:48
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 81 раз.

Сообщение Медведь » 16 янв 2011, 23:29

feedhorn писал(а):Вы вот по технологии ЛУТ "протащите" дорожку между лапок стандартного soic, а две ;) ? а с фотолитографией это вполне возможно.

Пару фоток в защиту ЛУТ:
2.jpg
1.jpg

Еслиб не помененный порошок в катридже - я думаю ещё ловчее получилось-бы
Но даже такого качества для изготовления плат для нашего прибора - достаточно
А вот времени и суеты - немного
СОВА! Открывай! Медведь пришёл... Изображение
Аватара пользователя
Медведь
супермодератор
 
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 16:48
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 81 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение zenit » 18 янв 2011, 01:38

Интересная травилка для плат. Аэрация воздухом.
http://electronix.ru/forum/index.php?showtopic=82263
Ещё замечена интересная особенность с лазерниками при печати плат из программы layout и регулировкой плотности тонера в принтерах кэнон и НР. Плотность тонера почти не регулируется. Но если плату экспортировать в графический файл и потом распечатать, то плотность тонера получается больше. У меня с моим canon LBP2900 это хорошо заметно при печати шаблонов.
zenit
 
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 24 дек 2010, 16:23
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение ssu-05 » 18 янв 2011, 06:43

да я тоже про плотность заметил такую нехорошесть!
Аватара пользователя
ssu-05
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 25 ноя 2009, 21:12
Откуда: Свердловская область
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.

Сообщение Медведь » 19 янв 2011, 21:17

Медведь писал(а):Использую вот такую бумагу...

Медведь писал(а):Кстати последнее время практикую снятие бумаги "внагляк"...

lut.rar
(1.27 МБ) Скачиваний: 66
;;-))) :men:
СОВА! Открывай! Медведь пришёл... Изображение
Аватара пользователя
Медведь
супермодератор
 
Сообщения: 1384
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 16:48
Благодарил (а): 22 раз.
Поблагодарили: 81 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение dansat » 19 янв 2011, 22:04

Бумага прочная, не рвется. :-)

Что-то никто еще про травление плат в персульфате аммония опытом не поделился. Применяется вроде давно для травления плат, как альтернатива хлорнму железу. Из плюсов -раствор прозрачный, брызги не пачкают как хлорное железо, после которого отмывать тяжело. По времени так же травит, цена пониже..
Продается в магазинах в банках или пакетах "Аммоний персульфат" (аммония пероксосульфат)

am_p.jpg
Аммоний персульфат
или как "Протравливатель меди для печатных плат"

pr_m.jpg
Протравливатель меди для печатных плат

Представляет из себя мелкокристаллический порошок- соль, бесцветные или слегка зеленоватые кристаллы, хим.формула (NH4)2S2O8
Аватара пользователя
dansat
супермодератор
 
Сообщения: 1043
Зарегистрирован: 02 янв 2010, 23:09
Благодарил (а): 3 раз.
Поблагодарили: 52 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение ssu-05 » 20 янв 2011, 08:02

а еще дешевле соль с медным купоросом, тем более что купорос купить проще! но процесс травления дольше! когда ничего небыло я им пользовался, результата нормальный!
Аватара пользователя
ssu-05
 
Сообщения: 317
Зарегистрирован: 25 ноя 2009, 21:12
Откуда: Свердловская область
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.

Re: И снова про ЛУТ

Сообщение zummer » 29 янв 2011, 20:59

В одном из самых дорогих магазинов р/деталей Пленочный фоторезист стоит 270р http://www.chipdip.ru/product0/9000033471.aspx
Соотв. больший размер относительно дешевле.
Этот фоторезист негативный.
Самое главное для его травления не нужны химикаты, а всего лишь Кальцинированная сода (продается где стиральные порошки, раньше наши бабушки им белье замачивали).
Если платы изготавливать небольшого размера, то можно использовать лампу от детектора валют или сам детектор.
Т.е. цена изготовления плат низкая, а качество ....
zummer
 
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 19 дек 2009, 13:20
Благодарил (а): 1 раз.
Поблагодарили: 0 раз.

Пред.След.

Вернуться в Оборудование и технологии радиолюбителя

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1